ВОЕННОЕ ДЕЛО. ВОЙНЫ
Реферат по истории
на тему:
«Эпоха Петра 1:
рождение русского флота»
ПЛАН
1. Географическое положение России в конце 17 века
2. Вступление на престол Петра 1
3. Первый Азовский поход
4. "Консилия господ адмиралов "
5. Второй Азовский поход.
6. Решение Боярской Думы: "Морским
судам быть..."
7. Великое посольство 1697-1698 гг.
8. Экзамен в Воронеже
9. Начало Северной войны
10. Гангут и Гренгам , окончание Северной
войны
11. Российский флот к 1725 году
12. Завершение царствования Петра 1 , его
итоги и значение
1. Географическое положение России
в конце 17 века
Границы русского государства 18-го века
сущесвенно отличались от современных. Они совпадали лишь на севере,
где безлюдные тогда просторы Заполярья омывали воды морей Ледовитого
океана. На западе граница пролегала по Ладожскому озеру , включала
земли , расположенные чуть западнее Смоленска , и далее тянулась
вдоль Днепра.
На южной оконечности страны находилась Астрахань. От нее пограничная
линия тянулась к столице Донского войска- Черкасску , расположенному
севернее устья Дона , и затем поднималась на северо-запад до излучины
Днепра в районе современного Днепропетровска.
Как видим , Россия в те времена занимала огромные пространства.
Но ее территория была отрезана от морских берегов , от возможности
широкого использования дешевых путей сообщения. Между тем в средние
века и даже в новое время экономически процветали страны ,располагавшие
возможностью связываться с остальным миром морем - Англия , Голландия
, Испания и др. У России такие возможности были крайне ограничены
. На востоке ее границы омывал Тихий океан , но выгод из этого
извлечь было нельзя , т.к. Дальний Восток только начинал осваиваться
и экономического значения этот край не имел. На юге европейской
России Астрахань открывала путь в Каспийское море . Город издавна
являлся транзитным пунктом в торговле с восточными странами не
только для России , но и для Западной Европы . Однако Каспийское
море не имело выхода к океанским просторам , оно обеспечивало
морские связи с Восточным Закавказьем , Ираном и отчасти Средней
Азией.
Роль единственных морских ворот России в страны Европы выполнял
Архангельск . Но расположение этого города представляло ряд серьезных
неудобств . Во-первых, Архангельск был удален от Москвы на расстояние
, которое в два раза превосходило расстояние от Москвы до побережья
Балтийского моря. К тому же Москва не имела прямого речного пути
в Архангельск : товары, предназначавшиеся на экспорт , к зиме
сосредотачивались в Ярославле , оттуда санным путем доставлялись
в Вологду, а затем по Сухоне и Двине в Архангельск. Во-вторых
, путь через Белое море в страны Западной Европы был в два раза
длиннее , чем путь через Балтийское море. Наконец , в-третьих
, морской путь через северные моря таил неизмеримо больше опасностей
,чем путь через Балтийское море , где кораблям не грозили айсберги
, обледенения и суровые условия плавания.
Россия очень нуждалась в побережьях Черного и Азовского морей.
Но выход к этим морям запирали две турецкие крепости , стоявшие
в устье Дона и Днепра : Азов и Очаков. Однако в 1687 году царица
Софья решается снарядить армию для похода в Крым , и в этом же
году стотысячная армия под командованием главы правительства князя
В.В. Голицына двинулась на юг , но не дойдя до Крыма вернулась
обратно , понеся большие потери от болезней . Два года спустя
в 1689 году Голицын повторил поход , достиг Перекопа , но , не
предприняв активных действий возвратился в Москву . Эти походы
подорвали авторитет Софьи и ослабили ее шансы в борьбе за власть.
2.
Вступление на престол Петра 1
В 1689 году Петр смещает Софью с престола
и становится во главе государства . Более всего юного царя влекло
морское дело . Современников и потомков всегда удивляло , как
Петр , живя в Преображенском , никогда не видев не только моря
, но и большого озера , так пристрастился к морскому делу , что
оно оттенило на второй план все прочие увлечения . Есть версия
, что истоки этой страсти у царя , с детства боявшегося воды ,
связаны со знакомством с астролябией , а также со старым ботиком
, найденным Петром и Францем Тиммерманом в сарае Н.И. Романова
в селе Измайловском . Достоинство ботика , который Петр в последствии
назовет "дедушкой русского флота", состояло в том ,
что паруса на нем были устроены так , что позволяли плавать против
ветра.
Обучение плаванию проходило на Яузе , узенькой речушке , в берега
которой судно то и дело упиралось . Поиски большой воды , где
в полной мере можно было овладеть искусством управления ботиком
, привели шестнадцатилетнего Петра на просяной пруд , а затем
и на Переяславское озеро . Практически Петр все время проводил
в марсовых и нептуновых потехах - так тогда называли военные игры
и маневры на суше и на Переяславском озере . В промежутках между
сухопутными маневрами Петр устраивал "баталии" на Переяславском
озере . Впрочем , размеры озера не удовлетворяли царя , его тянуло
к настоящему морю , и в 1693 году он отправляется в Архангельск
-- единственный торговый порт на Белом море , связывающий Россию
со странами Западной Европы . Здесь царь впервые увидел крупные
торговые корабли , доставляющие в Россию сукно , галантерею, краски
. В их трюмы грузили меха , пеньку , черную икру , а на палубы
укладывали мачтовый лес . На небольшой яхте Петр впервые совершил
непродолжительное морское путешествие.
В это время в Архангельске окончилась погрузка нескольких английских
и голландских купеческих судов , и они готовились отправиться
в обратный путь . Их провожал настоящий голландский военный корабль
. Царь попросил капитана корабля Иолле Иоллеса взять его с собой
в плавание , четвертого августа снялись с якоря , но при слабом
ветре еле добрались до устья Двины , где при совершенном безветрии
простояли целый день . Царь в это время оснастку корабля и пересмотрел
все закоулки судна . Шестого августа подул южный ветер , и корабли
вышли в море . Время для царя летело так быстро , что он не заметил
, что отъехал от Архангельска более чем на триста верст . У Трех
Островов царь простился с капитаном на своей яхте "Петр".
Наконец восемнадцатого сентября Петр объявляет о своем решении
покинуть Архангельск . Перед отъездом царь закладывает в городе
сорокапушечный корабль, а другой такой поручает купить в Голландии
амстердамскому бургомистру Николаю Витсену.
По пути домой , на заводе в Олонце , Петр сам отлил пушки и выточил
такелажные блоки для заложенного корабля . В течение Великого
поста в Архангельск было отправлено 1000 самопалов и 2000 пудов
пороха .
В самый конец распутицы следующего лета ( 1694 год) Петр снова
спешит в Архангельск и двадцатого мая Спускает на воду "Святой
Павел" - пожалуй первый русский корабль ,получивший "проездную
грамоту " на право заграничной торговли .
Пребывание русского царя на Белом море - уникальная страница истории.
Скажем о главном. Дождавшись купленного в Голландии торгового
корабля "Святое пророчество" , Петр поднял на нем трехцветный
"штандарт царя московского" и в сопровождении
"Святого Петра" , "Святого Павла" и эскорта
из восьми английских и голландских торговых и военных судов отправился
на выход из Белого моря . Достигнув мыса Св. Нос и пожелав иноземцам
счастливого плавания , Петр со своей эскадрой вернулся к устью
Двины. Правда , до этого Петр совершил рискованное плавание на
Соловки с известным крушением у Пертоминского монастыря.
Плавание с голландцами было для царя "морским
ликбезом" . государь интересовался всем : от подачи пива
капитану до уборки парусов . Обучение дало отличные результаты
, тем более , что голландским языком Петр владел в совершенстве.
Несомненно , 1694 год был переломным в истории русского флота
. Царь понял : потешные игрища - лишь начало... В Архангельске
он встречал торговое посольство из Голландии во главе с Николаем
Витсеном - владельцем верфи в Роттердаме. Петр заказал ему построить
"образцовую" 32-весельную галеру с тем , чтобы по прибытии
ее в разобранном виде в Архангельск тотчас же отправить в Москву
. По пути на пир , устроенный им для английских и голландских
капитанов , Петр неожиданно прыгнул в реку . Нарядно одетые гости
, наслышанные о крутом нраве царя , не замедлили последовать за
ним . По преданию, Петр, страдавший водобоязнью , так снял с себя
порчу и усугубил веселье за столом .
В это время назревает план похода на турецкую крепость Азов. Русское
командование преследовало цели : обезопасить южные границы государства
от ежегодных вторжений крымских татар, захватить Азов , захваченный
турками в 1471 году, и сделать его опорным пунктом борьбы за черноморское
побережье.
План похода был утвержден , оставалось ждать прибытия "образцовой"
галеры , чтобы приступить к строительству флота . Франц Лефорт
писал в июле 1694 года брату в Женеву: "Меня непременно хотят
сделать адмиралом, я отказываюсь , но их Величество того желают
. Это доставит мне большое содержание и беспримерную честь быть
генералом и адмиралом . Мне поручено командовать всеми судами."
Но пока доставят "образцовую" галеру , пройдет не меньше
года , поэтому пылкий нрав царя взял верх над осторожностью ,
и Петр , не дождавшись начала строительства , объявляет о выступлении
армии в поход.
3.
Первый Азовский поход
В марте 1695 года 150-тысячное войско
, из которого тридцать тысяч должны были штурмовать Азов , двинулось
на юг.
Походы на Крым предпринимались не раз , но все они заканчивались
неудачно : русской рати приходилось двигаться по безлюдной и безводной
степи , и она , подвергаясь постоянным нападениям татарской конницы
, достигала Крыма столь обессиленной , что не рисковала вступить
на полуостров и ни с чем возвращалась домой .
На этот раз было решено нанести удар не по Крымским татарам ,находившимся
в вассальной зависимости от Османской империи , а по Азову .Новое
стратегическое направление имело ряд преимуществ по сравнению
со старым , нацеленным непосредственно на Крым. Главное из них
состояло в том , что войска получали возможность двигаться не
по " голодной" степи, а по реке Дон , вдоль которой
стояли поселения донских казаков. Отпала необходимость в колоссальном
обозе, доставлявшем не только продовольствие , но и воду.
Войско на судах дошло до Царицына , оттуда пошло пешком до казачьего
города Паншина на Дону . Этот переход был очень труден , потому
что люди были изнурены продолжительной греблей , а тут , за недостатком
лошадей , им пришлось тащить на себе пушки , амуницию и провиант
. В Паншине Петра ожидала новая невзгода : подрядчики не приготовили
нужного количества провианта и лодок . Однако , после трехдневных
хлопот войско поплыло вниз по Дону и в конце июня подступило к
Азову.
Вновь прибывшее войско установило батареи и в первых числах июля
началась осада .Город непрерывно обстреливался . Петр собственноручно
начинял бомбы, заряжал пушки и мортиры, о чем сам написал в своей
книжке :" Начал служить бомбардиром с первого Азовского похода".
Из-за отсутствия у русских флота турки постоянно получали подкрепление
с моря , а наши войска нуждались даже в съестных припасах . Поводе
продовольствие подвезти было нельзя , т.к. турки с обеих сторон
Дона построили две крепкие каланчи , между которыми была протянута
цепь. Было необходимо овладеть каланчами , чтобы восстановить
сообщение со складами .
В армии объявили , что солдаты , добровольно
идущие на штурм этих башен , получат по десять рублей каждый .
Охотники нашлись и одну каланчу взяли . Теперь плавание по Дону
стало свободным . Вскоре осажденные отомстили за эту потерю :
на сторону турок перешел голландский матрос Яков Янсен . Он рассказал
о слабых местах русской армии , и сообщил , что осаждающие спят
днем во время зноя , а ночью бодрствуют. Турки тихо подобрались
к русскому лагерю . На вопрос часового :" Кто идет?"
отвечал один из астраханских раскольников , находившихся в Азове
, что идут казаки . Турки стремительно ворвались в лагерь и учинили
жестокую резню. Подоспевшие на помощь войска отбили атаку , но
неприятелю удалось увезти с собой девять пушек и испортить остальные
осадные орудия . Зато гарнизон второй каланчи , опасаясь нападения
, оставил башню со всеми пушками и бежал в Азов . Петр обрадовался
и решил , что раз путь по Дону совершенно свободен , то и сам
Азов долго не продержится . Но надежды царя не сбылись : турки
отстреливались с еще большей яростью , осада и подкопы результатов
не давали , войска таяли.
"Здесь мы работаем без отдыха - пишет царь -но, слава Богу
, все здоровы и марсовым плугом и в городе , и на стенах , и во
рву все испахано и засеяно железом . Теперь ожидаем хорошего урожая
, помощи Божией во славу Его святого имени . "
Но несмотря на все надежды и ожидания Петра поход 1695 года окончился
ничем . Два штурма не удались и в конце сентября было решено отступить
от Азова , оставив сильные гарнизоны в каланчах.
4."
Консилия господ адмиралов"
Возвратившись из-под Азова , Петр созывает
совет , на котором присутствовали Шереметьев ,Гордон, Зотов, Репнин,
Лефорт , Головин и конечно же "шутейный" государь и
шеф грозного Преображенского приказа "костолом" Федор
Романовский . Также здесь были Яков Брюс с картами и , наконец,
Александр Меньшиков .
Флот решили строить в Преображенском : 22 галеры по образцу голландскому
, 4 брандера , 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж
; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове , Добром , Сокольске
сделать 1300 сплавных стругов для войска , 300 лодок и 100 плотов
; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз заложить 2 корабля
и дома для работных людей рубить непрестанно .
Неудача под Азовом обнаружила привлекательную черту характера
Петра 1 - он умел извлекать уроки и не расхолаживался , а напротив
, доискивался до причин неуспеха и с удесятеренной энергией исправлял
допущенные промахи , поэтому царь не упал духом и стал готовиться
ко второму походу .
Базой флота решено было сделать Воронеж по нескольким причинам
:
- в 1694 году Петр приезжал в Воронеж и пришел в восторг от обилия
вековых лесов , годных для постройки кораблей ;
- вблизи находилась липецкая железная руда ;
- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной
судоходностью , а местное население , благодаря отправке "донских
отпусков" , уже имело опыт в строительстве речных судов .
Тридцатого ноября Петр пишет Апраксину : " По возвращении
от не взятия Азова с консилии господ адмиралов указано мне к будущей
войне делать галер , для чего удобно мню , быть шхип-тиммерманам
всех от Вас сюды..." Между тем Архангельск дождался груза
из Голландии . В январе 1696 года подводы с галерой прибыли в
Преображенское . Историк флота прошлого века Сергей Елагин писал
: " Положения консилии начали исполняться . Преображенское
обратилось в верфь , на ней к концу февраля были срублены члены
22 галер по образцу , доставленному из Архангельска , 4 брандеров
. Галеры были длиной 38 шириной 9 метров , с двумя мачтами и числом
весел от 28 до 36 . Первыми строителями флота были солдаты Семеновского
и Преображенского полков , а также нанятые купцом Гартманом голландцы
. Главным сервайером был знаток "каторжного" дела Ф.
Тиммерман. Тихон Стернев отвечал за поставки леса и "имание"
людей . А. Кревет - толмач Посольского приказа - улаживал с иноземцами
поставки по парусной и такелажной части -дела тонкого и мало кому
понятного из-за обилия иностранных терминов .
Ранней весной 1696 года началось драматическое шествие 27 судов
из Москвы в Воронеж . В конце февраля Петр приезжает в Воронеж
и остается в городе до начала мая . Он лично работал над постройкой
кораблей , занимался их оснащением и комплектованием экипажей
. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина . Работы велись на
правом берегу реки , около Успенского монастыря Воронежская верфь
как бы раздваивалась . В конце марта в Воронеж приехал воевода
А. С. Шеин , назначенный главнокомандующим . Фактически же всем
руководил сам Петр . В течение апреля в Воронеж стягивались русские
войска , прибывали иностранцы : инженеры-кораблестроители и офицеры
. Основную часть работных людей на верфи в Воронеже составляли
драгуны , стрельцы , казаки и солдаты из городов Белгородского
разряда - всего около 27000 человек . Второе апреля 1696 года
считают днем рождения русского флота : на воду были спущены галеры
"Принципиум" , "Святой Марк" и "Святой
Матвей". 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас "Апостол
Петр".
5.
Второй Азовский поход
И вот наконец флот готов . Весь флот состоял
из трех караванов, возглавляемых тремя флагманами под общим руководством
генерал-адмирала Лефорта на голландской галере . Для вице-адмирала
Лима и шаутбенахта Лозера флагманскими стали корабли "Святой
Петр" и "Святой Павел" . Петровскую галеру называли
просто "Его Величество" или "Кумандера" .
Третьего мая Петр , покидая Воронеж , пишет дьяку Андрею Винниусу
в Москву : "Сегодня с осьмью галерами в путь свой пошли ,
где я от господина адмирала учинен есмь командором " . Остальные
караваны уходили по мере готовности , ведя достройку на ходу .
В пути Петр лихорадочно сочинял "Указ по галерам о порядке
морской службы" - первый российский военно-морской устав
. Вот одна из его статей : "Под великим запрещением должны
друг друга не оставлять и всячески о том радеть . Понеже пока
в корабле доски плотно стоят меж себя , тогда всю вселенную могут
объехать и никакого шторма не бояться ".
Пятнадцатого мая Петру салютовал Черкасск - казачья столица .
Казаки , встретившие караван , преподнесли сюрприз : три десятка
лодок уже сделали попытку взять на абордаж турецкие суда , да
борта у тех оказались слишком высокими ...
Известие о первой стычке казаков с турками было хорошим подарком
Петру - гетман левобережной Украины Иван Мазепа заслуживал всякого
одобрения . Вся морская эпопея 1696 года , положившая начало русскому
флоту , выглядела следующим образом...
Хотя два других каравана были еще в пути , Петр решил один из
полков Гордона посадить на галеры и двигаться к устью Дона вслед
за 40 казачьими лодками во главе с войсковым атаманом Фролом Миняевым
: на каждой лодке было по 20 бойцов . Когда из-за мелей галеры
встали на якорь в самых протоках , Петр на казачьей лодке отправился
в разведку на азовское взморье и увидел 13 судов неприятеля ,
стоявшие на якорях . Дальнейшие действия Петра остаются непонятными
: все галеры спешно поднимаются вверх по протокам и Дону к Новосергиевску
- укрепленной базе русского флота выше Азова . Видимо , Петр решил
дождаться подхода двух других караванов , поскольку 9 русских
галер против 13 кораблей турок оказались бы в слишком невыгодном
положении.
Между тем казаки , оставшиеся в засаде в камышовых зарослях, продолжали
наблюдение за действиями неприятеля . Девятнадцатого мая атаман
Миняев , обнаружив турецкий десант , направлявшийся с кораблей
к Азову , решил напасть на 13 тумбасов со снарядами и продовольствием
и на прикрывавшие их
11 вооруженных ушколов . Натиск 40 казачьих лодок был столь внезапен
, что почти все тумбасы были захвачены в абордажном бою . Перегрузив
припасы и пленных на один из тумбасов 9 других сожгли . Турки
в панике бежали . три тумбаса все же прорвались к Азову , а ушколы
к кораблям . Турки начали поспешно сниматься с якорей . Два корабля
не успели поднять паруса и казаки напали на них . Один из кораблей
турки затопили сами , другой был захвачен и сожжен казаками .
Это была единственная морская баталия в Азовской кампании , и
она была проведена с казачьих лодок . Значит , первой победой
на море русский флот обязан казакам . Поэтому , вероятно , Петр
в донесении "кесарю" не смог не слукавить :"И того
же дня (19 мая ) мы , холопи твои , в малых судах , а казаки в
лодках ударили на неприятеля , те вышеописанные суда разбили ,
из которых 9 сожгли , одно взяли ... с моря , май 31 дня . Петр
." В тот же день, к вечеру , казачьи лодки с захваченным
снаряжением и пленными приплыли в Новосергиевск и были встречены
салютом . Через неделю салют повторился по случаю прибытия к войскам
генералиссимуса А. Шеина и генерал-адмирала Франца Лефорта . Первый
российский адмирал задержался не по своей воле : рана , полученная
в прошлой кампании привела к тяжелой болезни . Корабли , не мешкая
, по протокам Каланча и Кутерьма , наконец, вышли в море . Это
случилось 27 мая 1696 года .
На беду разыгрался шторм . Уровень воды стремительно поднимался
, и палатки с солдатами штурмового полка , высаженного на острова
, стало затапливать . Солдаты пересели на лодки , но шквальный
ветер разметал их , выкидывая целые суда на илистый , поросший
камышом берег . Однако , корабли отстояли на якорях без происшествий
. На следующий день "великая непогода" продолжалась
.
Второго июня 1696 года к флоту присоединился отряд вице-адмирала
Георга Лима с семью галерами . Десять дней спустя показалась галера
шаутбенахта Карла Лозера и четыре брандера. Теперь весь флот ,
расположенный поперек залива , преграждал путь с моря к осажденному
Азову , над которым уже давно клубился дым боя .
Четырнадцатого июля турецкий флот стал на якорь на виду у русского
флота . Молчаливое противостояние продолжалось две недели , но
двадцать восьмого июня турки рискнули высадить десант в помощь
окруженному Азову . Наши галеры тут же стали сниматься с якорей
, чтобы сорвать высадку и ударить по кораблям . Турки , видя это
, поспешно поставили паруса и ушли в море . В следующие дни ,
как отмечал историк Елагин , "флот наш оставался в наблюдательном
положении до взятия Азова войсками."
Тем временем русские войска храбро сражались под стенами Азова
. Генерал Гордон начал осуществлять рискованный план :он составил
проект вала , превышающего крепостные стены , наметил выходы для
вылазок , раскаты для батарей так , чтобы появилась возможность
стрелять по каменному замку . Двадцать третьего июня приступили
к гигантской работе . Пятнадцать тысяч человек работали ночью
, и каждое утро вал видимо разрастался .Но солдатам не нравились
изнурительные осадные работы. Два полка малороссийских и донских
казаков под командованием атамана Лизогуба начали штурм . Им удалось
ворваться в Азов , но без поддержки остальных войск казаки не
выдержали , отступили и засели в бастионе .
Турки быстро опомнились от неожиданного натиска и всеми силами
ударили по казакам , укрывшимся на валу в бастионе . Гордон со
своими гренадерами поспешил на помощь , и после шестичасового
боя атаку турок удалось отбить .Царь поблагодарил казаков за храбрость
и приказал готовиться к штурму . Но девятнадцатого июля из Азова
вышел старый турок , махая шапкой , чтобы русские прекратили пальбу
. Условия сдачи, по которым турки уступали Азов со всеми орудиями
и снарядами , если им будет предоставлена свобода и гарантия ,
что они смогут выйти из города в полном вооружении с женами и
детьми , были приняты и девятнадцатого июля флот вошел в устье
дона и с пушечным салютом встал на якорь у стен поверженной крепости
. Неделю спустя Петр проводил вновь заболевшего Лефорта водным
путем в Москву и вышел с флотом в северную часть залива для осмотра
мыса Таганрог . Выбрав место для будущей крепости , Петр приказал
флоту стать на якорь у вновь приобретенного берега . Утром флот
возвратился в Азов . Историк Елагин писал : "Кампания кончилась
. Без громкой славы , скромно , но вполне , флот выполнил свое
назначение - дать возможность не только покорить крепость , но
приобрести край и кончить войну , искупив таким образом значительные
издержки и почти нечеловеческие усилия , употребленные на его
постройку ."
Три года спустя Петр 1 проводил
до Керченского пролива российского посла Украинцева для заключения
мира с турками . Впервые в истории флота военный корабль России
"Крепость" с послом на борту вышел в Черное море и направился
в Стамбул .
Последствия Азовской победы отозвались по всей России . Осенью
1696 года в Москве состоялась пышная "триумфания"
в честь взятия турецкой крепости . У триумфальной арки наряженный
гением стихотворец приветствовал первого российского адмирала
и идущего следом Петра 1:
-- Генерал-адмирал , морских всех сил глава , пришел , узрел ,
победил прегордого врага ...
6.
Решение Боярской Думы : "Морским судам быть..."
На двадцатое октября ( по старому стилю
) было назначено заседание Боярской Думы , к которому Петр подготовил
записку с названием :"статьи удобные , которые принадлежат
к взятой крепости или фартеции турок Азова." Собранная в
Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1
: "... воевать морем , понеже зело близко и удобно многократ
паче , нежели сухим путем . К сему же потребен есть флот или караван
морской , в сорок или вяще судов состоящий , о чем надобно положить
не испустя времени : сколько каких судов и со много ли дворов
и торгов и где делать ?" Дума приняла "Статьи удобные..."
. Приведу более пространный отрывок из этого документа , чем широко
известное троесловие : "октябрь , в двадцатый день приговорено:
" Морским судам быть , а скольким
, о том справитца о числе крестьянских дворов , что за духовными
изо всяких чинов людьми , о том выписать и доложить не замолчав
. "
Азовская победа привела ко многим переменам в России . Возросло
и национальное самосознание русского народа , надо было позаботиться
о символах державы и флота . Победа под Азовом подвигла Петра
на учреждение высшего ордена страны - Андрея Первозванного . Первыми
кавалерами ордена стали : преемник Лефорта на адмиральском поприще
Ф. Головин и гетман Иван Мазепа за храбрые действия казаков .
Учреждение ордена привело к появлению главной гордости русского
флота - Андреевского флага . Кроме того , Петр посылает за границу
35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул , для обучения
морскому делу . Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль
снарядить за границу посольство , поручив ему заботу об организации
коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской
империей . Посольство , кроме того , должно было нанять за рубежом
специалистов на русскую службу , закупить оружие , а также пристроить
для обучения новую партию дворян .
7.
Великое посольство 1697 - 1698 годов
И вот , наконец , назначен день отъезда
. Поручив управление страной князю Ромодановскому и боярину Тихону
Стершневу, посольство выехало второго марта 1697 года из Москвы
. Посольство назвали "великим" из-за его многочисленности
. Его возглавляли три посла : Лефорт , Головин и Возницын . В
числе волонтеров находился Петр Михайлов - под такой фамилией
значился царь . Посольство сопровождал многочисленный обслуживающий
персонал : священники , лекари , переводчики , хлебники . В месте
с солдатами охраны общая численность составляла 250 человек ,
а обоз насчитывал 1000 саней .
Посольство направилось в Голландию . Путь туда пролегал через
Курляндию , Бранденбург , Германию . Повсюду в их честь устраивали
торжественные приемы , а Петру иногда не удавалось сохранить инкогнито
.
В начале августа 1697 года посольство прибыло в центр кораблестроения
Голландии - город Саардам . У царя была неделя времени , за которую
он успел купить инструменты у одной вдовы, обрядиться в голландское
платье , осмотреть бумажные и лесопильные предприятия и даже поработать
топором .
Шестнадцатого августа 1697 года состоялся въезд посольства в Амстердам
, где было достигнуто соглашение о том , что волонтеры будут работать
на верфи Ост-Индской компании . Конец августа и начало сентября
прошли в освоении премудростей кораблестроения . Девятого сентября
был заложен фрегат "Петр и Павел" , который в середине
ноября был спущен на воду . В выданном царю аттестате корабельным
мастером Полем было засвидетельствовано : "Петр Михайлов
, находившийся в свите великого московского посольства ... был
прилежным и разумным плотником ... ; кроме того под моим надзором
корабельную архитектуру и черчение планов его благородие изучил
так основательно , что может , сколько мы сами разумеем в том
и другом упражняться ."
Но царю было мало одной практики , ему хотелось освоить теорию
. Для этого он решает отправиться в Англию , куда прибыл в январе
1698 года . Там Петр работал на верфях , осматривал Лондонские
предприятия , побывал в Оксфордском университете , несколько раз
съездил в Гринвичскую обсерваторию и на монетный двор .
Так одна из задач посольства была выполнена : волонтеры постигли
азы кораблестроения . Большие трудности пришлось преодолеть при
закупке оружия и найме специалистов . Тем не менее удалось приобрести
10000 ружей , 5000 мушкетов , 3200 штыков , корабельные припасы
и прочее. На русскую службу были наняты 350 матросов , а также
боцманы , шлюзные мастера и т.д.
Но главная задача посольства не была выполнена : Голландия отказалась
вступить в войну с Турцией на стороне России .
После пребывания в Англии посольство снова отправляется в Голландию
, которую покидает в мае 1698 года , чтобы отправиться в Вену
для предотвращения возможности сепаратного мира австрийцев с османами
и достижения согласия продолжать войну с ними . Однако и это не
удалось . Австрия уже вела переговоры о мире с Османской империей
.
Впрочем , у Петра теплилась надежда склонить к продолжению войны
Венецию , но тревожные вести из Москвы разрушили все его планы
. Царю пришлось возвратиться в Россию .
8. Экзамен в Воронеже
К весне 1699 года из-за границы возвратились все волонтеры . Они
прибыли в Воронеж , где их назначили на корабли , готовящиеся
к Керченскому походу . В конце апреля Петр приказывает К. Крюйсу
произвести на корабле "экзерциции , сколько на якоре стоя
, то исполнить можно". Стольники в присутствии царя демонстрируют
неплохие навыки и сноровку . Что касается умения управлять кораблем
и командовать экипажем , то здесь ученики показывают свою полную
несостоятельность .
В начале июня 1699 года германский резидент Гвариент доносил своему
императору из Москвы : "из числа 72 дворян , посланных для
обучения в Италию и Германию только четверо выдержали экзамен
, сделанный самим государем в Воронеже . Остальным 68 представлено
или вторично отправиться в чужие края и оставаться там до приобретения
нужных сведений , на свой счет, или возвратить выданные на поездку
деньги."
Среди выдержавших экзамен были Ф. Урусов , князь А. Голицын ,
Ф. Плещеев . Другим же наука не далась .
Практика учения молодежи существовала и в последующие годы. Князь
Иван Львов жил за рубежом и был обязан наблюдать за русскими .
В своем письме от 1711 года он просил не посылать больше навигаторов
в Англию , т.к. пользы от них было мало :"...для того , чтобы
и старые научились там больше пить и деньги тратить . Не могу
их оплатить , а ныне хотят уже в тюрьмы сажать за долги ".
Надо было готовить кадры в своем Отечестве...
9.
Начало Северной войны
Международная ситуация все больше осложнялась . И вот наступило
то , чего все ждали : Россия вступила в войну со Швецией . Нужно
сказать , что начало этой войны было неудачным для русских . Катастрофа
под Нарвой в 1700 году заставила шведов думать , что Россия слаба
и не может оказать достойного сопротивления . Но они заблуждались
: поражение не сломило Петра , наоборот , он начал готовиться
к войне с еще большим рвением .
Шведский флот начал вторжение . Первые битвы русских кораблей
с неприятелем произошли на озерах . В августе 1702 года 30 русских
кораблей под командованием Александра Меньшикова нанесли на Ладожском
озере поражение шведской эскадре , состоящей из 9 крупных судов
. Два шведских корабля были сожжены , один потоплен , два захвачены
в жестокой абордажной схватке . За эту победу офицеры получили
золотые медали с цепями , а солдаты золотые награды поменьше и
без цепей .
Это поражение не остановило шведов . На Чудском озере появилась
крупная шведская эскадра . В 1704 году произошло сражение , в
ходе которого русскими кораблями было захвачено 13 неприятельских
судов , а избегшую этой участи яхту "Каролус" взорвали
сами шведы .
В 1702 году Петр 1 взял Нотебург ( Шлиссельбург ) , а в 1703 году
Ниеншанц-крепость в устье Невы , что позволило русским выйти сначала
в реку Неву , а затем в Финский залив .
Первая победа русского флота в Балтийском море была одержана в
устье Невы . На следующий день после взятия Ниеншанца Петр 1 внезапно
атаковал подошедшие на помощь осажденной крепости с грузом продовольствия
и десантом шведские суда "Гедан" и "Астрильд"
. Оба корабля были взяты на абордаж при непосредственном участии
царя и А. Меньшикова.
Через несколько дней на острове Янни-Сари было заложено основание
Санкт-Петербурга . С моря новая крепость была защищена трехъярусными
батареями , возведенными у острова Котлин .
Первые русские суда Балтийского флота строились на Олонецкой верфи
( Лодейное поле ) , на которой Петром в 1703 году было заложено
7 фрегатов , 6 шняв , 7 галер , 13 полугалер , 1 галиот и 13 бригантин
.
Создание мощного российского флота послужило началом овладения
всем морем . В 1710 году при участии морских сил были освобождены
Выборг , Рига , о. Эзель , Ревель .В 1713 году со взятием Гельсингфорса
шведы были окончательно выбиты из Финского залива .
К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал 15 линкоров
, вооруженных 42-74 пушками каждый , 5 фрегатов с18-32 пушками
и 99 галер . Указом Петра 1 от 16 ноября 1705 года на кораблях
были впервые организованы полки морской пехоты.
10.
Гангут и Гренгам , окончание Северной войны
В июне 1714 года русский флот под командованием Ф.М. Апраксина
, двигавшийся с продовольствием к м. Або , был блокирован у м.
Гангут шведской эскадрой адмирала Вантранга . Соотношение сил
практически не оставляло сомнений в исходе поединка - у русских
почти не было шансов . Однако было решено вступить в сражение
. Русские применили тактическую хитрость: они сделали вид , что
собираются перетащить свой флот по бревнам на другую сторону мыса
. Шведы это увидели и Вантранг приказал части своих кораблей отойти
на другую сторону мыса Гангут . Благодаря решительным действиям
русских моряков отряд адмирала Эреншельда : фрегат "Элефант"
, 6 галер и 3 шхербота , после ожесточенного боя был пленен .
Адмирал Вантранг возвратился к своему королю ни с чем.
Это сражение справедливо считают первой крупной победой молодого
русского флота .
Четвертого июня 1719 года в сражении со шведами в Эзельском проливе
русским флотом под командованием капитана второго ранга Н.А. Сенявина
была одержана первая победа без абордажа , с использованием одних
орудий .
В июне 1720 года русский гребной флот под командованием М. Голицына
заманил шведские корабли в шхеры у м. Гренгам . В ходе решительной
абордажной атаки русские пленили 4 фрегата с 104 пушками 400 моряками
. Эта победа ускорила подписание Ништадского мира 1721 года ,
положившего конец Северной войне.
11.
Российский флот к 1725 году
К концу первой четверти 18 века Россия
стала одной из сильнейших морских держав. Тринадцатого января
1720 года Петром 1 был издан первый морской устав :" Море
. Но тогда , чего ради тому не исполниться , и нас сие бремя ,
воля вышнего Правителя возложить изволила : оное оставляем непостижимым
судьбам его . И понеже сие дело необходимо нужное есть государству
, того ради сей Воинский Морской устав учинили , дабы всякой знал
свою должность и неведеньем никто не отговаривался ."
Издание в России в 1720 году Морского Устава как бы подвело определенный
итог морской истории страны : в самые сжатые сроки на Балтике
был создан сильный военно-морской флот .
Петр использовал все лучшее , что было
в западном кораблестроении . Но он прежде всего учитывал особенности
русского театра войны и мореплавания у берегов Отечества . От
европейских флотов флот Петра отличался прежде всего тем , что
вначале он состоял в основном из гребных судов , различных по
размерам и вооружению . Петр исходил из того , что такие суда
просты в постройке , относительно легко управляемы , хорошо используются
для поддержки сухопутной армии . Только после победы под Полтавой
в России началось интенсивное строительство линкоров . Только
они могли обеспечить России господство в Балтийском море .
К 1725 году русский флот на Балтике был одним из сильнейших флотов
. Он имел 48 линкоров и фрегатов , 787 галер и других судов .
Общая численность команд достигла 28000 человек .
С 1716 года на флоте появились гардемарины
- выпускники открытой в 1700 году "Школы математических и
навигационных наук" . Впервые за всю историю страны многие
"незаметные государству мужи" получили возможность выдвинуться
на видные посты . Это такие люди как А.Д. Меньшиков , Ф.Я. Лефорт
-адмирал , близкий друг царя , А.С. Шеин -первый генералиссимус
, Ф.М. Головин - адмирал , М.М. Голицын - адмирал . Все они добились
почета не только из-за происхождения - этих людей возвысил их
ум .
В 1719 году простой крестьянин Ефим Никонов изобрел первую деревянную
подводную лодку - "потаенное судно". Правительство заинтересовалось
этой идеей , и после успешных испытаний лодки в 1722 году изобретателю
было пожаловано поместье с несколькими десятками крестьян .
12.
Завершение царствования Петра 1 , его итоги и значение
Заслуга
Петра в том , что он не ограничился созерцанием
того , как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически
развиваться . Он властно вторгался во все сферы жизни страны и
отдал свой незаурядный талант ускорению развития всех начал ,
возникших до него . Петр как бы подстегивал события .
Трудно и , пожалуй , невозможно обнаружить
такие области истории России первой четверти 18 века , в которые
не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния : военное
дело , дипломатия , экономическое и социальное развитие , наука
, просвещение , флот , быт , государственное устройство
- вот далеко не полный перечень дел , которыми он навсегда
прославил свое имя...
|