ИСТОРИЯ
Доклад по
истории на тему:
«Ломоносов Михаил Васильевич»
Ломоносов Михаил Васильевич
первый русский учёный-естествоиспытатель,
поэт, филолог, художник, историк, просветитель.
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование,
в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую
академию. В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов
был направлен в Петербург в академический университет, а в 1736
командирован для продолжения образования в Германию, где учился
сначала в Марбургском университете, а затем в университете города
Фрайбурга. По возвращении из-за границы (1742) Ломоносов был назначен
адъютантом Академии Наук по физ. классу, а в 1745 стал первым
русским, избранным на должность профессора (академика).
Главным предметом научных работ Ломоносова в течение первых 10
лет были естественные науки, особенно химия,
физика, металлургия, физическая география , а
с 1753 до конца жизни Ломоносов работал в самых различных областях
естественных и прикладных наук, занимался наряду с этим литературным
творчеством, опубликовал несколько од и трагедий, а также ряд
фундаментальных философских трудов. В 1763 году Ломоносов стал
членом Академии художеств. В последние годы жизни научные работы
Ломоносова были высоко оценены за пределами России. Почётный член
Шведской(1760) и Болонской (1764) академий наук.
Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и
культурных начинаний. Видя прогресс общества прежде всего в развитии
наук и просвещения, Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение
Академии Наук и улучшение её работы учебно-научного учреждения.
В должности советника канцелярии Академии Наук (1757) разработал
план реорганизации управления Академией и проект её устава. По
инициативе Ломоносова и его проекту при содействии И.И.Шувалова
в 1755 году был открыт Московский университет. Преподавание в
нём началось на основе трудов Ломоносова по естествознанию, русской
грамматике, риторике, поэтике. Ломоносов разработал "Штаты
и регламенты" для университета и университетских гимназий.
Предложения Ломоносова способствовали организации учебного дела
в Академии Наук: в университете были учреждены факультеты, назначены
профессора, началось систематическое чтение лекций, в гимназиях
введена должность инспектора, назначены преподаватели из числа
адъютантов Академии Наук. Проведённые по его плану демократические
преобразования увеличили втрое число учащихся гимназий за счёт
расширения фондов казённого содержания и постройки общежития.
"Регламентами" определялись отношения гимназистов к
учению, их поведение, внешний вид. Если гимназия была призвана
приучать воспитанников "к правильному образу мышления",
то главная обязанность гимназистов - "к наукам простирать
крайнее прилежание".
Основой обучения Ломоносов считал родной язык. В академической
гимназии Ломоносов учредил особые классы по изучению русского
языка. До Ломоносова учебники устного и письменного красноречия
составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни.
В 1743 году Ломоносов написал "Краткое руководство к риторике"
на русском языке. Изданная в 1748 году "Риторика" Ломоносова
была первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей
также лучшие произведения отечественной словесности. На основе
"Риторики", отражающей многие теоретические вопросы
развития отечественной литературной речи и письма, впоследствии
были написаны учебники по русскому красноречию. Перу Ломоносова
принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка -
"Российская грамматике" (1755, опубликована 1757). Большую
роль в становлении грамматических норм сыграло собственное литературное
и естественнонаучное творчество Ломоносова.
Ломоносов добивался переводов на русский язык многих учебных пособий.
Переведённая им с латинского языка "Волфианская экспериментальная
физика"(1746) была первым учебником физики для высших школ
на русском языке. Целям обучения служили и собственные труды Ломоносова
по химии "Элементы математической химии" (1741), "Введение
в истинную физическую химию" (1752), "Опыт физической
химии, часть первая, экспериментальная"(1752-53) и другие.
Просветительская деятельность Ломоносова не ограничивалась рамками
Академии Наук. Он предложил проект создания а Петербурге отдельного
университета, не входящего в Академию Наук, выдвинул идею открытия
университета в Киеве, участвовал в создании Академии Художеств
в Петербурге, обосновал необходимость учреждения гимназий в губернских
городах. Однако главная роль в осуществлении просветительских
замыслов Петра I Ломоносов отводил Академии Наук. Важнейшим направлением
её деятельности он считал создание условий для воспитания отечественных
учёных. "За то терплю, - писал Ломоносов перед смертью, -
что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне,
чтобы показали своё достоинство."
|