БИОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА
Реферат по дисциплине
"Физическая культура" на тему:
«Основы методики
занятий физкультурными упражнениями»
ПЛАН
Введение
1. Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания.
2. Способы обучения и принципы, положенные в основу методики занятий
физкультурными упражнениями.
Список использованной литературы
.
Введение
Физическая
культура - неотъемлемая часть жизни человека.Она
занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием
физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности
членов общества, именно поэтому знания и умения по физической
культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных
уровней по-этапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической
культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания
должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности
выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения
и воспитания студентов.
Составной частью методики обучения физической культуре является
система знаний по проведению занятий физическими упражнениями.
Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно
четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения
этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное
выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней
энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы
быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими
упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными
делами.
Разработка методики занятий физическими
упражнениями должна производиться высокопрофесиональными
специалистами в области физической культуры, так как неправильная
методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям,
даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка
должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными
упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и
детализирована.
Помимо разработки самой методики занятий физкультурными упражнениями
важной частью методики физического воспитания и обучения студентов
является передача преподавателем и усвоение студентами знаний,
навыков, умений с целью развития и совершенствования физических
способностей.
1.
Основные разделы и этапы физического обучения и воспитания
Физическое
воспитание и обучение студентов состоит из теоретических,
практических и контрольных занятий, которые определяются методикой
и концепцией преподавания, принятой в данном высшем учебном заведении.
Раскрывая все эти разделы отметим, что каждый имеет свою особенность,
выполняет определенные цели и направлен на конкретный результат.
И конечно же имеет свою особую методику. Любая учебная программа
по физической культуре предполагает наличие обязательного теоретического
раздела. Эта часть физического воспитания и обучения излагается
студентам в форме лекций в логической последовательности. Тем
самым формируется теоретический пласт знаний у студентов по физической
культуре. Это будет служить основой для формирования умений у
студентов по выполнению физических упражнений и проложит путь
для следующего раздела.
Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического
и учебно-тренировочного.
В каждом семестре система практический занятий, имеющая методическую
и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный
модуль, соотвутствующий прохождению различных разделов программы.
Эти модули завершаются выполнением студентами на занятиях соответствующих
контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения
учебного материала. Контрольные занятия обеспечивают оперативную,
текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала.
В конце семестра и учебного года студенты, выполнившие учебную
программу сдают зачет по физической культуре, который состоит
из трех разделов:
теоретические и методические знания, овладение методическими умениями
и навыками;
общая физическая и спортивно-техническая подготовка;
жизненно-необходимые умения и навыки по укреплению здоровья и
здоровому образу жизни.
Итак раскрыв все разделы физического воспитания и обучения студентов
мы можем заметить, что без четко сформированной и отработанной
системы преподавания и обучения трудно будет соблюсти методику
занятий физическими упражнениями. Иными словами правильное, четкое
выполнение последовательности прохождения всех трех разделов обуславливает
качество воспитания и обучения и служит основой для применения
методики занятий физкультурными упражнениями.
Составляя основу методики
физического обучения и воспитания все вышеперечисленные разделы
тем самым выполняют функцию факторов, влияющих на качество обучения
и воспитания студентов, так как только последовательное прохождение
всех этапов физического обучения может гарантировать правильность
усвоения и контроль за усвоением материала по физической культуре.
Однако такой категорический подход к последовательности обучения
и воспитания студентов может быть обойден. Можно сократить или,
если точнее сказать, по другому организовать процесс обучения
и воспитания, например, теоретический курс может быть совмещен
с практическим разделом и пройден во время конкретных практических
занятий физкультурными упражнениями. Это может осуществляться
путем предварительного устного объяснения преподавателем физкультурного
упражнения, правильности его исполнения, его значение для укрепления
и развития физического состояния организма. Затем преподаватель
может продемонстрировать выполнение этого физкультурного упражнения.
Следующим этапом будет выполнение этого упражнения студентами
и контроль преподавателем правильности, точности и численности
выполнения физкультурного упражнения.
2. Способы обучения и принципы,
положенные в основу методики занятий физкультурными упражнениями
Помимо последовательности прохождения
этапов обучения и воспитания в методике занятий физкультурными
упражнениями важное значение имеют способы обучения и упражнениям.
Способы обучения
- это пути и методы, при помощи которых преподаватель передает
студентам знания, формирует у них соответствующие двигательные
навыки и специальные физические качества. Способы обучения упражнениям
основаны на использовании слова, чувственного восприятия, взаимоконтакта
преподавателя с обучаемым в процессе учебно-воспитательной деятельности.
В практике обучения и воспитания имеют место раличные словестные,
наглядные и практические методы, которые применяются в взаимосвязи
на всех этапах обучения. Хотя их можно использовать дифференцировано
на определенных этапах. Выбор того или иного способа будет зависить
от содержания учебного материала, от задач обучения, практической
подготовленности руководителя и его методического мастерства.
Словестные способы основаны на использовании слова как средства
воздействия на занимающихся и включает объяснение, рассказ, беседу,
подачу команд, указаний, замечание. Наглядные способы обучения
- это показ, демонстрация видеофильмов, кинограмм, фотографий,
плакатов, схем, которые создают у студентов образные представления
об изучаемых упражнениях. Их показ должен быть четким, образцовым,
иначе он отрицательно воздейсвует на психику обучаемого, ведет
к неправильному выполнению приемов и действий. Он важен на первоначальном
этапе обучения, когда объяснение не дает полного представления
об упражнении. В случае необходимости применяется "зеркальный"
способ показа. Одна из форм использования этого способа обучения
- показные занятия.
Практические способы играют решающую роль в формированиидвигательных
навыков, развития и совершенствования физических и специальных
качеств у студентов. Это, как правило, повторение упражнений целеустремленно
и многкратно с постепенным усложнением условий и повышением нагрузки.
Важным в обучении и такие методические
приемы, как опробование, выполнение упражнений по командам преподавателя,
самостоятельное выполнение упражнений, оценка и поощерение, оказание
помощи и страховка, игры, эстафеты, соревнования, подготовительные
упражнения. Все это применяют в тесной взаимосвязи чтобы добиться
высокой эффективности от каждого учебного занятия.
Перечислив различные способы обучения физическим упражнениям,
перейдем к освещению принципов, лежащих в основе методики занятий
физкультурными упражнениями.
Обучение осуществляется в соответствии с основными педагогическими
принципами: активности, сознательности, систематичности, наглядности,
постепенности и доступности, прочности овладе-
ния заний.
Принцип активности
означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе,
что достигается следующими условиями:
а) четкостью процесса оучения, живым и интересным проведением
занятий, повышением внимания студентов, заинтересованности в успешном
выполнении упражнений;
б) применением состязательности и приданию обучению увлекательности,
эмоционального подъема, проявлению значительных волевых усилий.
Состязательность
вызывает у студентов стремление к максимальному эффективному выполнению
упражнений. Однако надо учитывать, что в начальном периоде обучения
состязательный метод применять не целесообразно, так как при слабой
подготовленности могут возникать ошибки, которые затем будет сложно
исправлять. Объективная оценка и поощерение стимулируют студентов
к активности уверенности в своих силах. Нельзя необоснованно снижать
оценки или наоборот преувеличивать.
Самостоятельное выполнение упражнений закрепляет успех в заинтересованности
обучения и воспитания студентов.
Принцип сознательности
означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания
упражнений и сознательно относиться к их овладению.
Реализация данного принципа зависит от разъяснения студентам следующих
условий:
а) значения
физической культуы в повышении и улучшении качества учебы и физического
состояния;
б) целей, задач и программы обучения, конкретные требования, необходимые
для выполнения каждого упражнения;
в) сущности изучаемых упражнений и их влияние на организм, ясное
понимание техники выполнения упражнений;
г) необходимости формирования навыков анализа и обобщения своих
успехов и неудач.
Принцип систематичности означает
последовательное и регулярное прохождение учебной программы с
таким расчетом, чтобы предыдущие простые упражнения были подводящими
для более сложных, с закреплением и развитием достигнутых результатов,
Регулярность обучения обеспечивается использованием всех форм
физической культуры.
Систематичность при разучавании упражнений достигается методически
правильном распределении материала в процессе обучения. Регулярность
использования всех форм физической культуры обеспечивается многократным
повторением упражнений. Перерывы между занятиями и тренировками
не должны превышать 2-3 дней. Иначе занятия не дадут эффекта и
снизят уровень физической подготовленности студентов.
Принцип
наглядности предполагает образцовый показ преподавателем
изучаемых упражнений в сочетании с доходчивым и образцовым объяснением.
Целестное, ясное и правильное представление у студентов о разучиваемых
приемах и действиях при их образцовом показе позволяет быстрее
осовить технику выполнения упражнений.
Для этого необходимо умело использовать наглядные пособия, учебные
кониграммы, видеофильмы, плакаты, схемы, макеты.
Принцип постепенности
и доступности означает непрерывное усложение упражнений
и их возможность выполнения каждым студентом. Надо соблюдать последовательность
в переходе от легких упражнений к более сложным и трудным. Сначала
раучивают их по элементам с простой обстановке, затем совершенствование
в более сложных условиях. Постепенное повышение нагрузки в процессе
обучения достигается ее соответствием уровню функционального состояния
организма и доступности для занямающихся. В противном случае это
может привести к различным травмам. При хорошей подготовленности
можно применять и повышенные нагрузки.
Принцип прочности означает
закрепление сформированных двигательных навыков, сохранение выского
уровня развития физических и специальных качеств в течении длительного
времени. Условиями обеспечения прочности достигается многократным
повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразной
обстановке, а также систеатической проверкой и оценкой достигнутых
результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник для высших учебных заведений
предпринимательства и права. Теоретические и практические основы
физического обучения и воспитания студентов. И.С. Барчуков, Е.А.
Пеньковский.1996 год.
2. А.К. Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. М.:1995
г.
3. Физическое воспитание: Учебник для студентов ВУЗов. М.:Высшая
школа, 1983 год
|