АСТРОНОМИЯ
Реферат по введению в авиационно-космическую технику
на тему:
«Стратоплан для космолета»
...Во второй полвине 50-х
годов было принято говорить и писать о соревновании в космосе
между Советским Союзом и США. Прошли годы, титула "космических
держав" удостоились Китай, Франция, Индия, на околоземных
орбитах побывали представители многих стран, пока еще не обладающих
собственными ракетами или многоразывыми кораблями. Вместе с тем
увеличивается и число членов международного " космического
клуба" . В частности, к вступлению в него уже подготовилась
и Германия.
В 20-е годы мир переживал
своего рода космический бум.
Один за другим выходили романы о межпланетных путешествиях (вспомните
хотябы "Аэлиту" А. Толстого), возникали общества исследователей
других планет, в газетах появлялись сенсационные известия известия
о таинственных световых сигналах, якобы присланных с Марса, о
пришедших ниоткуда радиособщениях, никак не поддающихся расшифровке.
Во многих странах инженеры и изобретатели принялись эксперементировать
с ракетными двигателями, работавшими на твердом и жидком топливе.
В нашей стране этим занимались Ф.
Цандер и С. Королев, в США - Р. Годдард, в германии - И. Венигер
и Г. Оберт.
Однако вскоре ажиотаж вокруг космоса
и реактивной техники сменился покрытыми мраком
секретности работами над новыми видами вооружений, авиационных
моторов.Уже в 1938-1941 годах состоялись первые полеты опытных
летательных аппаратов в Германии, Италии и СССР - с реактивными
двигателями. В нашей стране были сосданы реактивные системы залпового
огня для Красной Армии и реактивные снаряды для авиации.
В нацисткое Германии в 1943 году под руководством В. фон Брауна
создали одноступенчатую баллистическую ракету А-4 (она же "Фау-2")
массой 12,9 тонн. Она преднозначалась для бомбардировки Лондона
и других крупных промышленных центров с дистанции 260 км.
После войны некоторые образцы ракетного оружия, научные материалы,
виднейшие специфлисты, в том числе и фон Браун оказались за океаном,
в США. Что же касается ФРГ и ГДР, то там хоть и занимались исследованиями
космоса, но ничего даже отдаленно напоминающего баллистические
ракеты не было создано. И первые немецкие космонавты на околоземные
орбиты на советском "Союзе" и американском "Шаттле".
Лишь сравнительно недавно стало известно, что в ФРГ вовсю идут
исследования и практические работы над аэрокосмической
системой многоразового применения. Специалисты
концерна "Мессершмитт - Бельков - Блом" в 1986 году
остановились "на концепции, в основе которой были труды одного
из пионеров космонавтики,
профессора Ойгена Зенгера
(1905-1964)". Видимо прежде чем рассказывать об
этом проекте, который в некоторых чертах схож с американским кораблем
многоразового применения "Шаттл" и советским "Бураном",
стоит вспомнить, кто такой Зенгер и почему он считается "отцом
немецкой космонавтики".
Закончив курс в 1923-1929 годах в высших технических школах Граца
и Вены, этот молодой австриец еще пять лет проработал ассистентом
в последней, потом перешел в Ракетный научно-исследовательский
институт в Трауне. В годы второй мировой войны Зенгер работал
над совершенствованием планеров которые, кстати, с 1939 года весьма
широко применялись немцами в десантных операциях.
Одновременно он, как и многие авиаконструкторы и двигателестроители
в Германии и других воюющих странах, трудился над реактивными
авиамоторами, которые обещали военным самолетам невиданные скорости.
Один из них, тягой в 2,4 тыс.л.с,
был установлен на выделенном для экспериментов бомбардировщике
До-217 фирмы "Дорнье", но в серийное производство не
пошел.
В 50-е годы Зенгер много и плодотворно работал в научно-исследовательских
учережденеях ФРГ, специализирующихся на ракетной тематике. Его
избирали президентом Международной астронавтической федерации
и Немецкого общества ракетной техники и межпланетных полетов в
Штутгарте. Перу профессора принадлежат капитальные труды по космонавтике,
например, "Ракетная авиатехника", "К механике фотонного
реактивного двигателя". Заслуги О. Зегнера были высоко оценены
как соотечественниками, дважды наградившими его медалью Г. Оберта,
так и иностанными коллегами. В СССР он удостоен мепдали Ю. Гагарина.
Именем Зенгера назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Ну а теперь поговорим о его идеях, которыми воспользовались инженеры
"Мессершмитт - Бельков - Блом". Начнем с того, что еще
в 1931 году Зегнер, тогда еще начинающий физик, спроектировал
и построил в мастерских Венского университета реактивный двигатель
с оригинальной сферической камерой сгорания диаметром 50 мм и
сщплом длиной 254 мм. Весьма своеобразно была решена им проблема
охлаждения - остуженное топливо сначала проходило через наружную
рубашку камеры сгорания,
отнимая ее тепло, и только после этого попадало в камеру, где
и смешивалось с газообразным или распыленным окислителем - кислородом.
Двигатель неоднократно испытывался на стенде причем он безотказно
работал по 15 с, а однажды и полминуты, развивая солидную по тем
временам тягу для опытного образца - 25 кгс.
...Вскоре после "аншлюса" - захвата Австрии нацистской
Германией, в 1938 году, Зенгер вместе стеоретиком И. Бредтом приступил
к созданию математической модели перспективного,
сверхдальнего и сверхскоростного стратегического бомбарди-ровщика,
завершив ее к 1942 году.
По их замыслу, гиперзвуковой реактивный
самолет взлетной массой 100т. , длиной 28м , с
крылом размаха 15м должен был взлетать с обычного аэродрома с
помощью мощного ускорителя - реактивной тележки. После старта
машина разгонялась до скорости 6км/с, одновременно поднимаясь
на высоту 160км, чтобы затем перейти в планирующий полет по пологой
траектории, время от времени как бы ныряя в плотные слои атмосферы,
чтобы, оттолкнувшись от них, взмыть в стратосферу. Уже пятый "нырок"
бомбовоз совершил бы в 12,3 тыс.км от своего аэродрома, девятый
- в 15,8 тыс.км. В заданной точке экипаж должен был сбросить на
цель 300кг бомб, затем опуститься до высоты 40км и планировать
к посадочной площадке, чтобы огромная машина коснулась бетонки
на скорости 145км/ч. При необходимости бомбовоз мог проделать
в верхних слоях атмосферы и беспересадочный полет вокруг земли.
Специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом" и создали
концепцию многоразового орбитального аппарата, воспользовавшись
рядом идей Зенгера: системой охлаждения камеры сгорания силовой
установки криогенным топливом, гиперзвуковым носителем орбитального
космолета с планирующим возвращением того и другого на обычный
аэродром.
...Это будет, наверное космическая "Одисея" по-немецки.
На одном из крупных германских аэродромов обслуживающий персоналзавершиттщательный
предполетный осмотр двухкилевого сомолета "Зенгер",
на первый взгляд напоминающего сверхзвуковой авиалайнер со стреловидным
крылом, только без обычных илюминаторов по бортам. На "спине"
у него примостится короткокрылый
самолет-бесхвоска "Хорус" весом более
23т.
Экипаж занимает места, включает мощные двигатели, "этажерка"
вырулевает на взлетную полосу, останавливается, пропуская только
что приземлившийся рейсовый авиалайнер. "Полный газ",
машина отрывается от бетонки и начинает набирать высоту и скорость.
Первое время ее силовая установка работает подобно обыч-ному турбореактивному
двигателю. Но после того, как скорость "Зенгера" достигает
3,5 М, ее переведут на режим более выгодного в таких условиях
прямоточного воздушнореактивного. Наконец стратоплан разгонится
до намеченной скорости и поднимется на 31-37км. Там согласно программе
полета произойдет расстыковка комплекса. "Зенгер" пойдет
на снижение, чтобы совершить посадку на том же аэродроме.
А "Хорус" устремится ввысь, на околоземную орбиту. Там
исследователи приступят к выполнению научных программ, запуску
искусственных спутников, а то исполнят роль космического такси,
доставив на будующую орбитальную станцию, которую сейчас создают
в странах Западной Европы, сменный экипаж или 3,3т приборов и
оборудования, забрав приготовленные астронавтами материалы.
Одновременно с "Хорусом" немецкие конструкторы проектируют
анологичный по устройству, но непилотируемый космоплан "Каргус".
За счет экономии на местах для пилотов и системах жызнеобеспечения
масса полезной нагрузки будет достигать 7,5т.
Выполнив задание,космолет опустится в плотные слои атмосферы и
подобно "Зенгеру" спланирует на посадку.
Орбитальный полет немецкого челнока состоится еще не скоро. Пока
же специалисты заняты выполнением первого этапа научно-исследовательских
работ.
Самую значительную сумму на него - 220 млн. марок - выделило Федеральное
минестерство научно-исследовательских и технологических разработок,
еще 86 млн. - Германский научно-исследовательский институт авиации
и космонавтики, 30млн.- Немецкая аэрокосмическая промышленность.
Ряд заданий по проекту "Зенгер" выполняют фирмы-подрадчики,
различные научные и исследовательские учереждения и университеты,
в частности Аахена, Брауншвейга, Мюнхена и Штутгарта.
Уже проводятся изыскания в области аэродинамики. В ближайшее время
намечено создать базисные технологии и новые материалы, чтобы
затем на их основе спроектировать, изготовмть и испытать прототипы
силовых установок, навигационного оборудования и других систем,
устройсв и агригатов. При этом немецкими обозревателями не раз
подчеркивалась, что перспективная техника и технологии найдут
применение не только в аэрокосмическом проекте, но и в авиационной
промышленности, да и в других отраслях экономики. Иными словами.
заранее предусмотрено то. что у нас поспешили бы окрестить конвесией
аэрокосмического комплекса в интересах народного хозяйства.
...Приоритетными разработками концепции "Зенгер" считаются
двухступенчатая схема носителя и орбитального космопланаоба многоразового
применения, комбинационный двигатель первой ступени, работающий
на сжиженном водороде и расчитанный на эксплуатацию в двух режимах,
и ракетная установка второй ступени.
Работы над воздушно-реактивным прямоточником концерн "Мессершмитт
- Бельков - Блом" начал летом 1988 года, а в декабре уже
провел стендовые испытания прототипа. Его диаметр не превышает
350мм, тогда как у "настоящего" достигнет полутора метров.
Исследователи моделировали скорость 4,7 М, одновременно изыскивая
оптимальную форму камеры сгорания.
Кстати, у прототипа она охлпаждалась пластмассовым кожухом, а
в будущей силовой установке решено воспользоваться идеей Зенгера:
перед тем как поступить в камеру сгорания, охлажденное до 230°C
горючее пройдет по сети трубопроводов, пронизывающих ее тонкостенную
оболочку, чтобы темпиратура внутри не привышала плюс 1700°С. Как
рассчитывают немецкие специалисты, непрерывно охлаждаемая силовая
установка станет меньше изнашиваться от перегрева.
После первого было еще четыре десятка эксперементальных пусков
прототипа, и все прошли вполне благополучно. Например
7 июля 1990 года его вывели на режим, сответствующий реальному
полету будущего "Зенгера" на высоте 20 тыс. м со скоростью,
равной четырем звуковым, при этом тяга составила около тонны.
Реактивные двигатели космоплана также будут поглощать экологически
чистый водород.
...После того как появятся прототипы других систем "Зенгера",
изготовят гиперзвуковой экспериментально-технологический
самолет "Хитекс".
По мнению немецких экспертов, аэродинамический комплекс "Зенгер"
позволит ученым проводить работы в околоземном пространстве, изучая,
осваивая, а потом, как подчеркивали представители акционерного
общества "Дойче Аэроспейс" на аэрокосмической выставке
в сентябре 1990 года, "и эксплуатируя его".
"Система самолетного типа с горизонтальными стартом и посадкой,
оснащенная воздушными водородными двигателями, представляет собой
на сегодняшний день наилучшее решение названной проблемы",
- считают специалисты "Мессершмитт - Бельков - Блом"
и "Дойче Аэроспейс".
Немецкие ученые и инженеры полны надежд, что будующий комплекс
окажется выгоднее не только не только француской ракетной
системы "Ариан", с помощью которой думают
забрасывапть на орбиту корабль многоразывого применения "Гермес",
но и тех устройств, которые обеспечивают старты "Шатла"
и "Бурана". Имеются в виду связки рактных ускорителей
и сверхмощные ракетоносители. Видимо, не случайно англичане заинтерисовались
советским транспортным самолетом Ан-226 "Мрия",
чьи качества позволяют им удешевить доставку в околоземное пространство
своих возвращаемых аппаратов "Хотол".
По крайней мере, договоренность
между специалистами Англии и СССР в этом отношении уже достигнута.
|